Туры в Псков
Описание
Город-памятник под открытым небом, исторический центр которого внесен в число территорий, особо охраняемых ЮНЕСКО. История города началась в середине I тысячелетия н.э., когда территории были заселены представителями прибалтийско-финских, балтских и скандинавских племен. Освоению Псковского края способствовала соединенность речной системы Чудского озера с Варяжским (Балтийским) морем. В VIII-IX в. Псков сложился как центр славянского племени кривичи. Название города Псков (Пьсков, Плесков, Пльсков), по мнению лингвистов, имеет финно-угорские корни и происходит от названия реки Пскова, что означает "смолистая вода". Другие толкования гидронима - "плеск", "блеск", "рыбная река", "песок". Первое упоминание о Пскове в "Повести временных лет" связано с именем первой христианки на Руси – Святой Равноапостольной княгини Ольги, мудрой правительницы, снискавшей славу реформатора и просветительницы. Летописи рассказывают о первой встрече Игоря с Ольгой на ее родине, в Выбутах (12 км от Пскова), и об основании княгиней Троицкого собора и города Пскова. По преданию в Выбутах родился внук Ольги - Владимир Красно Солнышко, Владимир-Креститель Всея Руси. Археологическое изучение Пскова доказало, что он возник задолго до рождения Ольги. Это подтверждает и местный псковский летописец, говоря, что " город был уже в 862 г., когда "наехали князи Рюрик з братиею из Варяг в Словяне княжити..." Однако именно в Ольгино княжение Псков из укрепленного поселения превратился в город. Начиная с 1066 г. псковские летописи полны сообщений о вражеских набегах. Варяги и полочане, литовцы, поляки, немецкие рыцари штурмовали город. За 1100 лет письменной истории Псковская земля помнит не менее 120 войн, оборон и боевых эпизодов. Мирные годы для псковичей были такой редкостью, что летописец отмечал их особо: "… а со всех сторон мирно и тишина велика".
Главным памятником героической истории города стала Псковская крепость, состоявшая к XVI в из 4 колец каменных стен, общей протяженностью 9 километров, и 39 боевых башен. Недалеко от Пскова 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялось одно из крупнейших сражений средневековья - Ледовое побоище, прославившее князя Александра Невского.
В 1581 г. под Псковом сломлено военное могущество армии польского короля Стефана Батория и подведен итог 24-летней Ливонской войны. Роль Пскова в этой войне подчеркнул Н.М. Карамзин: «… и если удержались мы еще в своих пределах и не отдали более, то честь принадлежит Пскову и Ивану петровичу Шуйскому». В 1615 г. войска шведского короля Густава Адольфа потерпели поражение под Псковом, что ослабило его позицию в мирных переговорах с Россией и вынудило вернуть Ладогу, Порхов, Гдов, Старую Руссу и Новгород. Псков стоял не только на страже рубежей русского государства, но и на страже государственной религии страны - православия. В нем и в округе насчитывалось 40 православных монастырей и 40 приходских церквей. Недалеко от Пскова, в Спасо-Елиазаровском монастыре старец Филофей создал теорию "Москва - третий Рим": "Все христианские царства сошлись в одно …, потому что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть". Экономическое процветание Пскова обеспечивалось развитием внешней торговли, река Великая связывала его с торговыми центрами Европы. В городе размещались Немецкий, Шведский и Ганзейский дворы. На псковском Торгу насчитывалось 1400 лавок и 40 торговых рядов. Объем торговых пошлин со Пскова двукратно превышал новгородский и равнялся московскому. В начале XVI в. на Руси существовало четыре денежных двора: в Москве, Новгороде, Твери и Пскове. В последнем деньга псковская стала чеканиться с 1424 г..
Псков стоял у истоков российской государственности, он создал самую демократичную средневековую форму народовластия и оказал серьезное влияние на дальнейшие судьбы Отечества в сфере гражданского права и таможенного законодательства. В 1397 г. на вече была утверждена Псковская судная грамота, которая стала одним из источников для общерусского свода законов - Судебника 1497. Псковская феодальная республика и псковское Вече просуществовали до 1510 г., когда Псков вошел в состав Московского государства. Древний Псков - город-воин, прямой и непреклонный, исполненный верности своей земле и духа чести, всегда готовый отразить удар любого врага, был вместе с тем и городом-тружеником, необыкновенно искусным, талантливым и неутомимым.
В творениях псковичей самое простое и практичное решение оказывалось в то же время и наиболее удачным. Труд многих поколений древних псковичей дал такие результаты, которых не могли стереть с лица земли ни стихийные бедствия, ни ломки и перестройки, ни последствия коренных изменений во вкусах горожан эстетическом отношении. Город сохранил памятники мирового значения, в их числе – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря с уникальными фресками XII века, архитектурный ансамбль Псковского Кремля, увенчанный Троицким собором, замысленный величайшей псковитянкой – Святой равноапостольной Ольгой Российской XIV-XVI. - образцы своеобразной псковской школы архитектуры. В эпоху расцвета Пскова его многочисленные мастера не только украшали и укрепляли родную землю, но и работали далеко за пределами Пскова. В течение XV -XVI вв. они постоянно строили в Москве и других русских городах, выполняя различные задания, требовавшие кроме высокого умения зачастую даже редкостной способности применяться к непривычным условиям высокой художественной одаренности и технической изобретательности. Псковскими мастерами построен Благовещенский собор Московского Кремля, храм Василия Блаженного на Красной площади, крепость в Казани. Псков был крупнейшим культурным центром. В Мирожском монастыре переписывались общероссийские документы - летописи, древнейший литературный памятник "Слово о полку Игореве", создавалась Псковская летопись, местные повести (например, "Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков"). В Пскове сформировались уникальные школы псковской иконописи, фресковой живописи, архитектуры. Говоря о древнем Пскове невозможно не вспомнить записи в дневнике ксенза Пиотровского, секретаря польского короля Стефана Батория, пришедшего к Пскову с осадой в 1581 г.: "Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж!" В XVI веке город входил наряду с Москвой, Новгородом, Лондоном и Парижем в пятерку крупнейших городов Европы. Город сохранял свое стратегическое и экономическое значение вплоть до Северной войны со Швецией (1700-1721 гг.). После победы в ней Россия стала морской державой, границы государства продвинулись далеко на запад. Вследствие этого Псков потерял свое пограничное и торговое значение и постепенно превратился в провинциальный город, хранящий русскую старину и сокровища национальной культуры. Красоты Псковского края и его богатое историческое прошлое вдохновляли А.С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, Н. Рериха, Н.С. Лескова, Ф. Сологуба. В псковской мужской гимназии учились писатели В.А. Каверин, Ю. Н. Тынянов, математик В.М. Брадис, физик И.К. Кикоин, путешественники Ф.П. Врангель и братья Лаптевы.
На данный момент нет туров данной тематики